Археологи "воскресили" погибших от катастрофического извержения индийцев

Извержение вулкана Тоба глазами художника. Изображение пользователя Anynobody с сайта wikipedia.org

Археологи установили, что индийцы, обитавшие на севере Индии относительно недалеко от вулкана Тоба, населили окружающие территории раньше, чем считалось, и пережили катастрофическое извержение вулкана. Работа пока не принята к публикации в рецензируемый научный журнал. Коротко об исследовании пишет портал bernama.com.

Анализ обнаруженных каменных орудий позволил установить, что люди поселились в северной части Индии до извержения, произошедшего около 74 тысяч лет назад. Новые временные оценки расходятся со старыми как минимум на 15 тысяч лет (многие ученые полагали, что люди заселили окрестности вулкана уже после извержения).

Найденные учеными орудия были аналогичны орудиям, обнаруженным ранее в Африке. Африканские артефакты были сделаны современными людьми (то есть видом Homo sapiens). Авторы новой работы заключили, что индийские орудия были сделаны людьми из той же популяции, которые мигрировали в Индию.

Кроме того, ученые заключили, что извержение пережили не только люди, но также многие другие живые организмы. Этот вывод противоречит выводам недавней работы, авторы которой заключили, что извержение полностью уничтожило леса на расстоянии тысяч километров от вулкана.

В ходе извержения вулкана Тоба, который часто называют супервулканом, в атмосферу было выброшено около 800 кубических километров пепла. Частицы пепла эффективно отражали солнечное излучение, поэтому после извержения среднегодовая температура на Земле резко упала. Изменение климата должно было привести к гибели множества живых существ.